Украинская «еврономерная» революция

11 июля в Киеве развернулись протесты автовладельцев, которые требуют от правительства снижения тарифов растаможивания и прекращения давления на владельцев ввезённых машин. По мнению аналитиков, причина ситуации заключается в чрезмерной стоимости растаможивания бывших в употреблении автомобилей, ввезённых из-за границы.

Непростая ситуация

По данным статистики фискальной службы Украины, с начала года в страну ввезли около 147 тысяч личных автомобилей, зарегистрированных в режиме «транзит». Из них около 58 тысяч транспортных средств находятся в стране с нарушением срока пребывания.

При этом существует ещё одна большая группа автомобилей – ввезённая в рамках режима «временный ввоз». Статистика по этим авто отсутствует, поскольку ещё не закончился предусмотренный положением срок их нахождения в стране.

В целом в настоящее время в Украине имеют иностранную регистрацию более 425 тысяч автомобилей, и из них для более 246 тысяч своевременно не проведена процедура растаможивания.

Чрезмерные тарифы на оформление приводят к тому, что в стране стабильно растёт количество незаконных авто, вследствие чего автомобилисты не платят налоги и бюджет Украины недополучает средства. Более того, все эти незаконные транспортные средства, мягко говоря, не улучшают дорожную ситуацию в стране.

Корни проблемы

Проблема нелегальных автомобилей в Украине накапливалась годами. Забота об отечественных производителях автомобилей привела к тому, что приобретение зарубежной машины стала обходиться законному налогоплательщику втрое, а то и вчетверо дороже, чем рядовому жителю Европы.

Для решения проблемы незаконных авто правительство Украины приняло постановление, согласно которого автовладельцы, которые уже более года ездят на нерастаможенных авто, должны быть оштрафованы. Размер штрафа – 255 гривен с машины. Для того, чтобы поддержать выполнение данного постановления, 20 июня правительство предоставило доступ к таможенным базам данных пограничной службы для сотрудников транспортной милиции. Именно это и послужило пусковым импульсом для протестов автовладельцев.

Варианты решения

Чтобы разрешить возникшую ситуацию, депутаты рассмотрели несколько законопроектов, направленных на то, чтобы узаконить ввезеные авто и успокоить возмущённых автовладельцев.

Председатель комитета по налогообложению Н. Южанина предложила установить минимальную сумму растаможивания на уровне полутора тысяч евро, при этом сумму акциза считать в соответствии с объёмом автомобильного двигателя. Более простой вариант расчёта в альтернативном законопроекте предусматривал минимальную стоимость растаможивания в размере 300 евро. В итоге депутаты выступили за рассмотрение проекта Южаниной, но с условием серьёзной доработки.

На данный момент действующая процедура растаможивания включает уплату налога на добавленную стоимость и в пенсионный фонд, акциз и собственно таможенную пошлину. Акциз учитывает объём двигателя и возраст автомобиля: чем больше объём двигателя и чем старше машина, тем выше сумма акцизного сбора. В проекте предлагается отменить уплату в Пенсионный фонд. Также изменится формула расчёта ставки акциза.

Например, для нового бензинового автомобиля с двигателем объёмом 2 000 см3 акциз будет равняться 100 евро. В итоге, как предполагают депутаты, общая сумма снизится до 50% от стоимости машины.

В рамках проекта также предусматривается амнистия для просроченных автомобилей, то есть, им без применения штрафных санкций будет позволено пройти легальную процедуру растаможивания до января 2019 года. При этом, если автовладелец всё равно не выполнит требования закона и не оформит свой автомобиль, размер штрафа будет в несколько раз превышать сумму на растаможивание автомобиля. Незаконный автомобиль на еврономере может обойтись своему владельцу в кругленькую сумму до 170 000 гривен.